Выпускнику

Нормативная документация >>>       Советы психолога >>>       

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования в УО «Минский государственный профессиональный лицей №3 машиностроения»

Настоящее Положение разработано на основании документов:

- Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13.01.2011 г. №243-3;

- Положение об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.07.2011 № 953;

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) выпуск 1, 2 с изменениями и дополнениями;

- Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утверждены Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2011 № 216;

- Образовательные стандарты. Профессионально-техническое образование.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Учащиеся лицея в соответствии с учебными планами специальности проходят производственное обучение (практику) для получения квалификационного разряда по квалификации в учебно-производственных мастерских лицея и в организациях.

1.2 Аттестация учащихся, освоивших содержание образовательных программ профессионально-технического образования, проводится в форме квалификационных экзаменов и имеет целью определить степень их подготовленности к трудовой деятельности в качестве рабочего по избранной профессии, а также установить уровень квалификации (разряд).

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

2.1 Работа квалификационной комиссии организуется в лицее или в организации, где учащиеся проходят практику.

2.2 К квалификационным экзаменам допускаются учащиеся, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в учебно-производственных мастерских лицея и на предприятии по учебным планам и программам, разработанным в соответствии с едиными требованиями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

2.3 Квалификационный экзамен проводится в два этапа:

1-ый этап – практический;

2-ой этап – теоретический.

Экзаменационный материал подготавливается мастерами производственного обучения, преподавателями спецдисциплин, руководителями практики.

2.3 Перечень квалификационных (пробных) работ для проведения практического этапа квалификационного экзамена определяется и согласовывается на заседании методической комиссии, согласовывается с организациями, в которых учащиеся проходят производственную практику (либо с организацией-заказчиком кадров), утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе за месяц до проведения квалификационных экзаменов (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Практическое задание формируется на основе требований квалификационной характеристики к соответствующему разряду в разделе ЕТКС «Характеристика работ».

2.4 Теоретический этап проводится в форме защиты учащимися экзаменационной работы.

Тематика и содержание экзаменационных работ учащихся, содержание экзаменационных заданий должны соответствовать содержанию учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования.

Темы и содержание экзаменационных работ разрабатываются преподавателями учебных предметов профессионального компонента, рассматриваются на заседании методических комиссий и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Объем экзаменационной работы не должен превышать 20 страниц рукописного текста (10 печатных) листов формата А4. Она может включать выполнение графических работ (не более двух листов форматов А2 - А4) или творческих заданий.

Задания на выполнение письменных экзаменационных работ, оформленные по форме согласно  ПРИЛОЖЕНИЮ Б выдаются учащимся накануне их выхода на производственную практику.

Руководитель учреждения образования назначает преподавателей учебных предметов профессионального компонента для организации консультаций для учащихся по выполнению экзаменационных работ, их проверке и подготовке учащихся к выпускному квалификационному экзамену.

Проверка экзаменационных работ осуществляется не позже чем за две недели до начала выпускных квалификационных экзаменов. По результатам проверки пишется отзыв и выставляется отметка.

2.5 Для проведения квалификационного экзамена приказом директора создается квалификационная комиссия. Квалификационные комиссии формируются из работников организаций-заказчиков кадров, работников лицея.

2.6 Количество членов квалификационной комиссии – 5 человек.

Председателем квалификационной комиссии должен быть специалист отрасли производства, имеющий подготовку по профилю, соответствующему специальности, заместителем председателя – директор, заместитель директора по учебно-производственной работе, членами комиссии – мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин,  высококвалифицированные специалисты.

При обучении по квалификациям из разных специальностей в состав квалификационной комиссии включаются специалисты по каждой из них. В этом случае количество членов квалификационной комиссии может быть увеличено до 7 человек.

2.7 Квалификационные (пробные) работы проводятся по производственному обучению в соответствии с графиком их проведения. На проведение квалификационных (пробных) работ отводится не более 12 учебных часов за счет времени, отводимого учебным планом на выпускной квалификационный экзамен.

2.8 На проведение теоретического этапа (защита экзаменационных работ) отводится не более 15 минут на одного учащегося.

2.9 Квалификационная комиссия может работать в течение одной учебной недели, но не более 6 часов в день. Оплата труда членам квалификационной комиссии осуществляется в установленном законодательством порядке.

3. СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 

3.1 Объем и уровень знаний и практических навыков учащихся, прошедших обучение по профессии, должен соответствовать требованиям «Общих положений» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), квалификационной характеристике по профессии, квалификационному разряду и содержанию учебных программ.

3.2 Содержание тарифно-квалификационной характеристики профессий рабочих (служащих) разрабатываются и группируются по сложности труда.

3.3 Отнесение работ к тому или иному разряду осуществляется с помощью аналитической оценки сложности труда по системе оценочных факторов.

В качестве оценочных факторов принимаются:

- технологические (сложность управления (обслуживания, пользования) орудиями труда; сложность предметов труда; сложность технологических (рабочих) процессов);

- организационные (широта комплекса выполняемых операций (работ), степень самостоятельности в процессе выполнения операций (работ);

- ответственность (материальная и моральная - за здоровье и жизнь работника и других лиц, находящихся в рабочей зоне);

- специфические (экстремальность условий выполнения работ, творческий характер работ).

3.3 Экзаменуемый, которому присваивается тарифно-квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда по профессии сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить наиболее характерные для соответствующего производства работы из числа указанных в разделах ЕТКС «Примеры работ» и «Характеристика работ», или равнозначную им по сложности исполнения работу и устно ответить на вопросы, соответствующие сложности раздела «Должен знать». Кроме того, экзаменуемый должен также ответить на вопросы, вытекающие из требований к уровню знаний, изложенных в ЕТКС.

3.3.1 В разделе «Характеристика работ» содержится описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.

3.3.2 В разделе «Должен знать» излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе «Характеристика работ». К ним относятся: знание свойств предметов труда, технологических и конструктивных особенностей орудий труда, последовательности стадий ведения технологического процесса, технической и технологической документации, а также требования  специальным знаниям рабочего, обусловленные спецификой и сложностью выполняемых работ.

Наряду с требованиями, изложенными в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, предъявляемыми к уровню теоретических и практических знаний рабочего соответствующей квалификации, учащийся также должен знать:

-технологический процесс выполняемой работы;

-технологические карты, рабочие инструкции и другие документы, регламентирующие выполнение соответствующих работ;

-рациональную организацию труда на своем рабочем месте (участке, цехе и др.);

-правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, при помощи которых он работает или которые обслуживает;

-способы выявления и устранения в необходимых случаях возникающих неполадок текущего характера при производстве работ;

-способы выполнения текущего, профилактического и капитального ремонта оборудования при участии рабочего в них;

-нормы расхода сырья и материалов на выполняемые им работы, методы рационального использования материальных ресурсов;

-требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в том числе и по смежным операциям или процессам;

-виды брака, причины его порождающие, способы его предупреждения и устранения;

-правила внутреннего трудового распорядка в организации;

-правила и инструкции по охране труда, безопасные методы и приемы работы;

-правила охраны окружающей среды при выполнении работ;

-правила, способы, приемы и средства предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на своем рабочем месте (участке, цехе);

-правила и способы оказания доврачебной помощи пострадавшим;

-систему автоматического контроля и сигнализации;

-основы законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты и нормирования труда, содержание

-коллективного договора организации и процедуру ведения переговоров по его заключению;

-формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, порядок установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;

-порядок и особенности тарификации и перетарификации работ и рабочих;

-основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

Помимо работ, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, учащийся должен выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены, своевременной подготовкой к работе оборудования и рабочего места, инструмента, приспособлений и содержанием их в надлежащем состоянии, уборкой своего рабочего места, ведением установленной документации.

3.3.3 Раздел «Примеры работ» должен содержать перечень работ, наиболее типичных для данной профессии и данного разряда. В тех случаях, когда в разделе «Характеристика работ» достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел «Примеры работ» в тарифно-квалификационной характеристике не приводится.

3.4 Для выполнения квалификационной пробной работы учащимся должны быть предоставлены:

- оснащенное рабочее место с исправным оборудованием, отвечающим всем требованиям безопасности труда;

- исправный рабочий инструмент;

- необходимые материалы или заготовки;

- чертежи, техническая документация и т.д.

3.5 В процессе выполнения работы учащийся имеет право обращаться к членам квалификационной комиссии с организационными вопросами.

3.6 При сдаче пробной работы учащийся должен выполнить установленные нормы выработки, времени обслуживания при обеспечении необходимого качества работы.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

4.1 Члены квалификационной комиссии наблюдают и учитывают правильность выполнения квалификационной пробной работы, т.е. соблюдение технологического процесса, организация рабочего места, выполнение требований инструкции по технике безопасности, экономное расходование материалов и сырья, и др. Комиссия оценивает проверочную работу, согласно критериев оценки, делает заключение об уровне достигнутой квалификации (ПРИЛОЖЕНИЕ В) и выносит решение о допуске учащегося к теоретическому этапу.

4.2 Квалификационная (пробная) работа считается выполненной при получении отметки не ниже 3 баллов. При получении отметки ниже 3 баллов учащийся к теоретическому этапу квалификационного экзамена не допускается, разряд не присваивается.

4.3 Теоретический этап квалификационного экзамена оценивается комиссией при защите экзаменационной работы.

Отметка по теоретическому этапу экзамена выставляется в соответствии с критериями оценки и вносится в протокол заседания квалификационной комиссии (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

4.4 Более высокий уровень квалификации, чем предусмотрено учебным планом, может быть присвоен только при выполнении следующих условий:

- наличия рекомендаций о его присвоении в производственной характеристике;

- выполнение квалификационной пробной работы по соответствующему разряду и защите экзаменационной работы с отметкой не ниже 8 (восьми) баллов;

- выполнение работ в период прохождения производственной практики на повышенный разряд;

- наличие отметок по предметам профессионального компонента не ниже 6 (шести) баллов;

- отсутствие дисциплинарных взысканий, правонарушений и преступлений;

- учитывается результативность участия в городских и республиканских конкурсах профмастерства.

5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1 Результаты квалификационного экзамена заносятся в протокол заседания квалификационной комиссии, который подписывается председателем и членами комиссии. Комиссия делает заключение о присвоении квалификации и разряда учащемуся.

5.2 На основании заключения квалификационной комиссии директор лицея издает приказ о присвоении квалификации и разряда учащимся с выдачей документа о профессионально-техническом образовании установленного образца.

5.4 Регистрация и выдача документов осуществляется в порядке, определяемом соответствующими инструкциями по делопроизводству.

5.5 Оплата труда председателя и членов квалификационной комиссии производится в соответствии с действующим законодательством.

 

Принято методическим советом учреждения образования «Минский государственный профессиональный лицей №3 машиностроения»

Протокол №7  от «15»  мая  2017 года

 

 

Разделы сайта